Реестр передовых практик реализации норм законодательства в сфере осуществления закупок
О Реестре передовых практик
Федеральным законом о закупках предусмотрены правила осуществления закупок, но механизмы их реализации не прописаны. Закон реализуется регионами исходя из их собственного опыта и правоприменительной практики, путем создания и развития механизмов осуществления закупок, формируя, таким образом, практики реализации законодательства в сфере закупок.
В мае 2016 г. Экспертным советом регионов по развитию контрактной системы Гильдии отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам было принято решение о ведении Реестра передовых практик реализации норм законодательства в сфере осуществления закупок: по Федеральному закону от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральному закону от 18.07.2011 №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».
Целями создания Реестра являются:
- формирование информационного ресурса, содержащего передовые достижения в организации закупочных процессов. Реестр представляет собой не просто перечень передовых практик, он подкреплен нормативной правовой базой и «дорожной картой»;
- закрепление авторского права за регионом-разработчиком передовой практики.
По одной теме могут быть разработаны несколько механизмов разными регионами. Например, по вопросам централизации закупок, поддержки отечественных товаропроизводителей, организации проведения совместных торгов и закупок малого объема.
Реестр передовых практик призван служить методологической поддержкой для принятия управленческих решений, является средством организации обмена передовым опытом, методологическими разработками в реализации законодательства в сфере закупок и формирования эффективных систем закупок.
Реестр передовых практик включает в себя информацию о тех механизмах реализации норм законодательства, которые разработаны и осуществляются отдельными регионами, муниципальными образованиями, организациями (в части закупок по 223-ФЗ) и применение которых позволило повысить эффективность закупочной деятельности.
Согласно регламенту ведения Реестра, утвержденного в сентябре 2016г., для внесения практики в Реестр передовых практик регионом (муниципальным образованием, организацией) в адрес Гильдии направляется пакет документов с сопроводительным письмом. В пакет документов включаются:
- заявка о включении практики в Реестр;
- представление практики в виде презентации;
- описание механизма реализации норм законодательства в сфере осуществления закупок соответствующей практики;
- описание результатов осуществления практики, в т.ч. в конкретных измеримых показателях (по возможности);
- план мероприятий («дорожная карта») по внедрению практики;
- полный перечень нормативных правовых актов, принятых для целей реализации рассматриваемой практики;
- тексты нормативных правовых актов, ведомственных актов, принятых для целей реализации данной практики в электронном виде.
Решение о включении практики в Реестр принимается коллегиально. Представленная практика подлежит обсуждению на заседании Гильдии с участием экспертов в сфере применения 44-ФЗ и 223-ФЗ, при этом главное, что рассматривается:
- не противоречит практика законодательству;
- на сколько эта практика позволяет повысить эффективность закупочной деятельности;
- может ли данная практика быть применима (с учетом адаптации) в других регионах.
Таким образом, для регионов, муниципальных образований, организаций Реестр передовых практик - это, фактически, пакет готовых документов и материалов по конкретной тематике. Остается только выбрать, изучить и адаптировать практику с учетом условий своего региона.
Отдельные практики из Реестра уже успешно применяются регионами.